Галапагосы неразрывно связаны с теорией эволюции Чарльза Дарвина. Дарвин провел на островах всего пять недель, но эти недели стали апогеем его путешествия вдоль побережья Южной Америки, включая и сухопутные этапы.
В 1831 году, когда 26-летний Дарвин взошел на борт корабля «Бигль» в официальной должности естествоиспытателя, весь христианский мир непоколебимо верил в то, что Земля и все сущее на ней сотворены Богом и сохраняются с тех пор в более или менее неизменном виде. Дарвин доказал ошибочность подобных представлений.
Корабль «Бигль» достиг Галапагосских островов в сентябре 1835 года. Вначале Дарвин был обескуражен тем, что на столь неприветливых и отдаленных землях смогли утвердиться хоть какие-то формы жизни. Он также обратил внимание на то, что большинство населявших острова животных, птиц и насекомых имели некоторое сходство с теми, которых он наблюдал в Южной Америке.
В течение 20 лет Дарвин вновь и вновь возвращался к своим записям и наблюдениям, сделанным на островах, прежде чем понял окончательно, что те решающие недели дали ему ключ к пониманию сути процесса эволюции — естественного отбора. Гений Дарвина проявился в том, что он создал из своих наблюдений плодотворную теорию, предложившую объяснение механизма развития природного мира, и в 1859 году опубликовал своё исследование «Происхождение видов путем естественного отбора».
Из Гуаякиля прилетели в аэропорт на одном из 19 островов Галапагосского архипелага — Балтра (Baltra).
На пограничном контроле можно попросить шлёпнуть в паспорт сувенирную визу:
Пересекли остров на автобусе, а затем через неширокий пролив переправились на водном такси с острова Балтра на остров Санта-Круз (Santa Cruz):
Пересекли Санта-Круз, плотно перекусив по пути...:
…и прибыли в порт для перемещения на небольшом скоростном судне в течение двух с половиной часов по весьма неспокойному Тихому океану до места нашей стационарной остановки на острове Исабела (Isla Isabela):
В небе кружили фрегаты (Frigate bird) с растопыренными хвостами:
Наша свеженько-радостная команда перед отплытием:
Отплываем, глазея вокруг:
Нас предупредили заранее, что качка может быть нешуточной. Всем выдали кулёчки. Через час больше половины группы интенсивно блевали, несмотря на принятые таблетки и наклеенные противорвотные пластыри, ибо мотало действительно весьма серьёзно.
А вокруг было дивно как красиво:
Блевательную опупею удалось избежать, предусмотрительно усевшись на корме. Но вымокли зато.
Добрались до причала, выгрузились...
... и на место – Scalesia Lodge – добрались на предоставленном автобусике уже затемно. Расселились, поужинали, и рухнули звёздами в постели.
Наутро рассмотрели место нашего 4-дневного пребывания на острове Исабела (Isabela), одном из самых молодых в архипелаге. Сам остров имеет удивительную форму морского конька и большое скопление вполне себе действующих время от времени вулканов, к одному из которых с самым большим жерлом — Сьерра-Негра (Sierra Negra) — мы дотопали в один из дней.
Место нашей стоянки, Scalesia Galapagos Lodge, расположено на склонах небольшого вулкана, примерно в 20 минутах езды от небольшого пляжного порта-посёлка Пуэрто-Вильямиль (Puerto Villamil). Scalesia — современный палаточный курорт в стиле сафари посреди нетронутого тропического леса на площади 16 гектаров (40 акров) с захватывающими видами побережья острова Исабела, Тихого океана и других Галапагосских островов, усеивающих горизонт. Управляется семейным бизнесом под полным контролем одной семьи – очень приятные люди. Номера со всеми удобствами — светом и горячей водой в душе, но без кондиционеров. В номере-палатке был осушитель воздуха, но удалось обойтись без него при постоянном бризе с океана.
Кормили нас там изумительно, причем с отличной презентацией блюд. При этом повара нигде не обучались, кроме как в семье. Ну и читали ещё много, как нам объяснили. У нас был даже один кулинарный класс по приготовлению севиче из морепродуктов (расскажу ниже).
Наш «пищеблок» был отлично оформлен. А по утрам там шалили птички, хотя им на отдельном столе и было выделено специальное угощение.
А чё такова?
У нас были ранние ежедневные подъёмы, и в 6 утра мы уже выезжали. К обеду возвращались, 2-3 часа отдыха, и в 3-4 пополудни снова вперед, на очередной осмотр/хайк до ужина.
Наш первый выезд включал сначала объезд на моторке небольшого островка Тинторерас (Tintoreras), а потом его осмотр на суше с наблюдением разной живности.
При подходе к причалу острова Исабела вокруг был раскидан животный мир Галапагосов.
Вот где сморило, там и заснул!
Сейчас поймаю!
Плывём вокруг островка Тинторерас:
Позируем!
Всего хорошего!
Вокруг красиво...
Пеликаны живописные:
Высадились на берег и ознакомились с правилами поведения на этом заповедном островке:
Рядом на лавочке крепко спал морской лев. Стало полностью понятно выражение «склеить ласты»:
На самом островке, который полностью неприкосновенен для человека, живут и размножаются игуаны с окрасом под цвет лавы:
Сидеть, не высовываться!
Не трогать! Моё!!!
У акул в небольшой заводи был тихий час отдыха перед предстоящей охотой:
Ландшафты островка:
Кораллы и лава:
Тут и там можно увидеть выброшенных из кораллового рифа грифельных морских ежей (urchin) с толстыми иголками. Питается ночью в основном водорослями и детритом, который соскабливает своими пятью долотовидными зубами с камней. Иголками этих ежей раньше писали на грифельных досках, откуда и название. Ежи совершенно безопасны и в воде, и на суше; их едят хищные рыбы:
Коралловый пляж и морские игуаны:
После осмотра Тинторерас мы поплавали в масках (snorkeling), чтобы посмотреть подводный коралловый мир на мелководье островка. Народ был не из новичков в этом деле — все плюхнулись в воду и сразу поплыли. Маски, трубки и ласты нам выдали на нашем плавсредстве. Также была нужна защитная одежда (wet suites), чтобы не обгореть в воде даже в пасмурную погоду из-за жутко активного солнца в тех экваториальных широтах.
К сожалению, вода была довольно мутная. Как сказал наш гид, взвесь в воде там постоянная, хотя плавать всё равно было интересно. Не Карибы, конечно, и не Красное море.
Ну, хоть кое-что для представления...
Потом плотный обед и часик крепкого сна.
Во второй половине дня расслаблялись на пляже в Пуэрто-Вильямиль. Наплавались, навалялись на песочке, напились коктейлей в многочисленных барах прямо на берегу и полностью ощутили радости жизни.
На следующее утро — поход по владениям игуан и гигантских черепах к исторически жестокому месту — «Стене слёз». Путь туда, однако, настолько живописный, что забываешь, куда идешь.
Наш местный гид Луис:
Вокруг и около:
Топаем...
Везде уставшие от долгой жизни гигантские черепахи...
... а также игуаны...
...и разные кактусики:
Вот она, «Стена слёз»:
Эта стена — памятник заключенным, вынужденным её строить, а также тем, кто умер в процессе этого никому не нужного строительства.
В середине XX века на острове Исабела располагалась мрачная исправительная колония, резко контрастировавшая с природной красотой Галапагосских островов. В качестве наказания за свои преступления заключенных заставили строить стену, которая в конечном итоге должна была бы стать частью постоянного здания их же тюрьмы. Заключённые должны были извлекать тяжелые, неровные куски вулканической породы из карьера далеко от колонии и вручную тащить острые камни на стройплощадку. Стена в итоге достигла почти 20 метров в высоту и более 91 метра в длину. Её строительство привело к гибели многих заключенных от различных болезней.
Сегодня кажется очевидным, что эта бессмысленная 'стройка века' являлась просто формой трудового наказания, целью которого было ни что иное, как причинение страданий. Стена всё ещё стоит на острове, не создавая никакой преграды. Исправительная колония здесь давно канула в небытие, но память о причиненной жестокости жива.
Вот, посетили. Теперь назад, к пляжу после обеда.
На следующий день — поход к жерлу вулкана Сьерра-Негра.
Идти с небольшими подъёмами в гору два-три часа, а потом спускаться чуть больше часа. Можно было этот путь проделать верхом на лошадях, но мы все выбрали топать ножками, несмотря на туман и моросяший дождь. Мазохисты, чё.
Нас, конечно, обгоняют 'всадники'...
...а мы зато любуемся природой!
Вот оно, жерло вулкана, покрытое чёрной застывшей лавой. Нереально огромное! Это второй по величине кратер в мире с диаметром 11 км. Хорошо, что вулкан был спокоен...
Известны извежения этого вулкана в 1911, 1948, 1953-1954, 1963, 1979, 2005 и 2018 годах. В 2005 году в восточной части кратера открылась огромная трещина длиной более 2 км, из которой в течение 8 дней изливалась лава, а затем извержение прекратилось. 26 июня 2018 года вулкан снова начал извергаться. В этот раз фонтанирование и излияние лавы происходили из трещин на северном и северо-западных сколонах, а длина некоторых лавовых потоков достигала 13 км. Вулкан извергался весь июль, затихнув лишь в августе.
Теперь вниз! К одинокой лошади, оставшейся в тумане...
А в обед у нас был мастер-класс по приготовлению севиче — холодной смеси овощей, острых соусов и обработанных цитрусовыми сырых морепродуктов в собственном соку.
Вот знакомство с нашей командой по обучению, все из одной семьи:
А это набор продуктов, которые нужно было смешать в определенной последовательности, чтобы получилось вкусно:
Так ведь и получилось вкусно, очень! Настолько вкусно, что я, увлёкшись процессом, забыла сфотографировать полную тарелку и опомнилась только на половине...
На следующий день посмотрели на розовых фламинго. Фламинго симпатичные, но ничего необычного:
Посетили Центр по размножению гигантских черепах.
С их размножением, оказывается, всё очень непросто.
Самки откладывают яйца, поливают их мочой, покрывают калом и навсегда уматывают по своим неотложным делам. Эти яйца являются легкой добычей всех, кому не лень, для весьма калорийного питания. Поэтому на помощь пришёл человек. Яйца выкапывают и перевозят в инкубаторы вот того самого центра, в котором нам всё это и рассказали. Но! Яйца ни в коем случае нельзя перемещать относительно того положения, в котором они находились в гнезде, ни на градус. В противном случае повреждается эмбриональный мешок внутри яйца, и зародыши погибают. Так что это целая наука с искусством по перемещению яиц. Но получается! Черепашки вылупливаются в инкубаторах, подрастают до определенного возраста, а потом их сотрудники центра и добровольцы возвращают в места, где были собраны те яйца, из которых они вылупились.
Картинки из черепашьего центра:
Черепашья ладошка:
Извините, спешу по делам!
Задумалась...
Мелочь пузатая:
Ох, устала я...
На следующий день мы уезжали. Опять на скоростном катере сначала на остров Санта-Круз.
Помня предыдущий опыт, все обклеились противорвотными пластырями с ног до головы и наглотались таблеток от качки. Но с утра океан был спокойный, как стол. И тоже было очень красиво, но по-другому.
Все слопали завтраки, выданные нам сухим пайком, и крепко заснули.
Приплыли на Санта-Круз, и, по пути к очередному переплыванию на остров Балтра, заехали на ферму-станцию наблюдения за черепахами в естественной среде. На нашем пути прямо посреди дороги лежало огромное создание. Водитель проявил чудеса мастерства, чтобы объехать животное:
На ферме:
Педикюр:
Немытая рожа:
В последний раз проехали по живописному Санта-Крузу...:
...переплыли проливчик между островами Санта-Круз и Балтра и улетели в столицу Эквадора — Кито (Quito).
При отлёте у всех очень тщательно проверяли багаж — и просветкой, и вручную. С островов запрещается что-либо вывозить — нельзя взять с собой даже маленький кусочек лавы или коралла в качестве сувенира. За этим специальные службы следят чрезвычайно тщательно, поскольку Галапагосы являются уникальным природным заповедником. Также нельзя ввозить никакие семена и фрукты. Существуют ограничения на использование кремов и лосьонов от загара — только определенного типа для сохранения кораллов.
Вся серия Мой Эквадор — Галапагосы, Анды, Амазония:
Комментарии
Отправить комментарий