«И перестань, не надо про Париж…», 2 — Notre-Dame de Paris

Один из ярчайших символов французской столицы и средневекового Парижа — Собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам-де-Пари (Notre-Dame de Paris). Католический храм расположен в восточной части острова Сите (Île de la Cité), в 4-м городском округе.

Помимо Нотр-Дама, на острове расположены и другие интересные для осмотра достопримечательности – Сент-Шапель (готическая капелла-реликварий), Консьержери (бывший королевский замок и тюрьма) и Дворец Правосудия (Дворец Сите).
Сите был заселён уже в античные времена — сначала на острове обосновалось кельтское племя паризиев, затем (с 52 года до н. э.) это поселение под названием Лютеция стало римским после присоединения Галлии к Римской империи. Поселение хоть и было важным торговым пунктом, однако большого влияния в Римской империи не имело. Когда в начале VI века Хлодвиг I перенёс столицу франкского королевства в Париж, остров Сите снова приобрёл значение. Во времена правления Хильдеберта I из династии Меровингов в 540—550 годах была построена первая христианская церковь Парижа — базилика Св. Стефана на фундаменте галло-римского храма Юпитера. В 1160 году базилика стала «приходом королей Франции», её посчитали недостойной этой роли и разрушили.
На севере страны уже было построено множество готических церквей. И когда епископ Морис де Сюлли заложил в 1163 году первый камень нового собора, Нотр-Дам-де-Пари, проект предусматривал фасад с двумя башнями. Строительство фасада началось лишь в 1200 году, после завершения нефа (внутреннего продольного пространства в храме). В строительстве фасада и башен принимали участие несколько архитекторов. При четвёртом из них в период 1210-1220 гг. собор поднялся до уровня окна-розы и двух симметричных боковых проёмов, были построены залы и башни. В следующее десятилетие была добавлена колоннада между башнями. Башни были закончены в 1245 году. Такой тип фасада называют «гармоничным», и он был принят почти во всех готических соборах второй половины 12-го века.
Во время Революции собор был сильно повреждён, а вовремя реставрации в 1845 году скульптурное украшение собора было полностью изменено.
Фасад собора разделён на три части и вертикально, и горизонтально.
Над порталом расположена горизонтальная «Галерея королей»:

Скульптурные элементы портала:



Над западным окном-розой:


Можно рассмотреть гримасничающие головы у входа над левым и правым порталами:


Красавы!


Собор может выглядеть по-разному в разные времена года и при разном освещении. Стоит осмотреть и его внешние детали, и обойти вокруг.


Хорошо виден шпиль, сгоревший во время пожара 15 апреля 2019 года:


Южный фасад и южное окно-роза:


Зайдём в собор:


Детали интерьера:






В солнечный день - чудесное освещение через множественные совершенно фантастические витражи:





Южная часть собора:



Западное окно-роза:


Много свечей, разных:



Осмотрев собор внутри, обязательно стоит подняться на самый верх собора, причём в любую погоду. Дождь, конечно, ухудшит панораму Парижа, но встретиться с духом мрачного звонаря Квазимодо, подняться по его лестнице на колокольню южной башни к самому большому колоколу собора — бурдону «Эммануэль, Людовик, Мария-Тереза» — надо бы обязательно. Наверху можно рассмотреть в деталях всё внешнее скульптурное убранство собора – розетки (скульптурные украшения с цветочными мотивами), горгульи (водосточные желоба в виде фантастических существ), гримасничающие головы и, конечно, целую галерею химер.
Вот схема осмотра наверху:

При выходе в галерею химер («2» на схеме) сразу открывается захватывающей вид:

Рассмотриваем химер вместе с видами Парижа:








А вот и задумавшаяся стрига – наверное, самая фотографируемая химера Нотр-Дама:


Из галереи химер можно было рассмотреть ныне уже прежний, сгоревший шпиль, окруженный двенадцатью апостолами и химерами:






Ангел трубящий:

Горгульи видны в деталях:

Если повезёт с солнечным днём, панорамы города выглядят великолепно:






А у стриги вдруг появляется друган:


Головы смотрят, чем там занимаются парижане:



Если подняться на колокольню южной башни на высоту 69 метров от площади, то можно увидеть самые-самые потрясающие виды Парижа и разглядеть изящное скульптурное убранство собора, а двенадцать апостолов, окружающие шпиль, окажутся совсем внизу:







Однажды мы были на воскресной службе, и когда я перебирала все фотографии Парижа, символизм фото той службы меня просто «ударил с размаху».
В соборе перед службой:




Служба. Дым от кадила теперь кажется какой-то символической мрачной предтечей:



После службы:

Пожар в соборе Парижской Богоматери начался 15 апреля 2019 года около 18:50 и был потушен утром 16 апреля. Произошедшее привело к обрушению шпиля и части крыши, а также к повреждению внутреннего убранства.
Одно из фото пожара в свободном доступе (Bloomberg):

До пожара
Строительство собора в XII веке производилось с использованием каменной кладки для стен и свода, а также дерева для крыши и шпиля. Шпиль был заново воссоздан в XIX веке из дуба, покрытого свинцом. Оригинальное сооружение демонтировали ещё в 1786 году. Собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.
В последние годы эксперты выявили значительный износ конструкций собора, а также отметили частичное разрушение каменной кладки. Кладка собора была сильно разрушена вследствие и погоды, и загрязнения окружающей среды, а шпиль разрушался вследствие гниения дерева, поскольку трещины в свинцовой обшивке пропускали воду.
В 2014 году Министерство культуры Франции оценило стоимость ремонтных работ в соборе в 150 млн евро. К моменту пожара в апреле 2019 года на шпиле собора уже велись ремонтные работы. Вокруг крыши были возведены стальные леса, а каменные, медные и бронзовые статуи, включая скульптуры двенадцати апостолов, были сняты за несколько дней до пожара в ходе реконструкции.
Спустя пять лет после пожара реставрация собора практически завершена, хотя и не полностью. 8 декабря 2024 года собор был торжественно открыт для посещений, как и планировалось, но прилегающая территория будет в стадии реконструкции до 2028 года.
В заключительной части кратко расскажу о дневных выездах из Парижа в замки Луары, Версаль и Живерни.
Вся серия «И перестань, не надо про Париж…»:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Южная Каролина — в декабре к океану

Три недели в Марокко — по стране и в горах

Маяки трёх континентов