Легенды Перу, 3 — Пуно и озеро Титикака
Путь из каньона Колка в Пуно лежит по дорогам, огибающим вершины Анд — сначала на юго-восток, затем на северо-восток:
Рядом с центральной площадью — памятник-монумент юристу Мануэлю Пино и другим жителям Пуно, погибшим в битве при Мирафлоресе 15 января 1881 года во время Тихоокеанской войны против Чили:
Народ аймара,
богатый традициями и стойкостью, является коренным народом Анд, проживающим
преимущественно в регионах, которые сейчас составляют Боливию, Перу и север
Чили.
История народа аймара неразрывно связана с Андами, где, как считается, они поселились более двух тысяч лет назад. Точное происхождение народа аймара остаётся предметом споров среди историков, но археологические данные свидетельствуют о том, что аймара были частью древней цивилизации Тиуанако, процветавшей в районе озера Титикака примерно в 200 году до н.э. – 1000 году н.э., или были тесно связаны с ней. Народ Тиуанако был известен своими сложными методами ведения сельского хозяйства, искусной керамикой и каменной архитектурой, которая и по сей день служит свидетельством их изобретательности.
Аймара, потомки
этой могущественной цивилизации, унаследовали богатые знания о высокогорном
земледелии, животноводстве и управлении водными ресурсами. Они строили
террасные поля, или «анденес», которые позволяли им максимально увеличить
урожайность в суровых горных условиях, и разработали сложную систему каналов
для орошения своих посевов. Ландшафт стал частью их идентичности, воплощая не
только их способы выживания, но и их духовные верования.
По мере упадка
цивилизации Тиуанако стали возникать различные королевства аймара, создававшие
собственные культурные традиции и политические системы. Одним из таких королевств и было королевство в Сильюстани. Известные своими
самоуправляемыми общинами, или «айллу» (ayllu), аймара создали децентрализованную
социальную структуру, в которой приоритетом были коллективное благосостояние и
сотрудничество. Эти общины были связаны родственными узами и глубоким уважением
к Пачамаме, богине земли, которая, как считалось, обеспечивала пропитание и
равновесие в их жизни. В этот ранний период язык аймара процветал, заложив
основу для одного из древнейших сохранившихся языков коренных народов Южной
Америки.
Расцвет империи
инков в XV веке ознаменовал
собой важную главу в истории народа аймара. Инки, выходцы из Куско (территория
современного Перу) и говорившие на языке кечуа, начали расширять свои владения за Анды, подчиняя себе
регионы, где говорили на языке аймара. Завоевание не обошлось без
сопротивления; королевства аймара яростно сражались, защищая свои земли и
культуру, но передовая военная стратегия и организация инков в конечном итоге
привели к их господству в регионе.
После
присоединения к империи инков, у народа аймара произошли изменения в системе
управления и религиозных обрядах. Инки навязали свою административную
структуру, интегрировав айллу в более широкую имперскую систему, сохранив при
этом некоторые элементы местного управления. Однако религиозные обряды аймара
претерпели изменения, включив в себя почитание Инти, бога солнца, занимающего
центральное место в духовности инков. Это слияние создало уникальное сочетание
религиозных верований аймара и инков, которое и по сей день находит отклик в
духовности аймара.
Несмотря на
влияние инков, аймара сохранили ярко выраженную культурную самобытность. Язык
аймара, хотя и подвергся влиянию кечуа (языка инков), по-прежнему широко
распространён. Традиционные обычаи аймара, такие как сельскохозяйственные
праздники и церемонии в честь Пачамамы, оставались неотъемлемой частью их
общества. Эпоха инков стала периодом относительного мира и процветания, и
аймара пользовались преимуществами торговых путей, проложенных через Анды, что
позволяло им обмениваться товарами и обычаями с другими регионами империи.
Приход испанцев в
XVI веке ознаменовал период
глубоких потрясений для народа аймара. Испанские конкистадоры под
предводительством Франсиско Писарро с поразительной быстротой разрушили империю
инков, принеся коренному населению Анд болезни, насилие и принудительный труд.
Аймара, как и другие коренные народы, были подчинены системе энкомьенд, которая
фактически поработила их, заставив работать на принадлежащих испанцам рудниках
и плантациях.
Колониальная
политика также была направлена на разрушение культурной самобытности народа
аймара: испанские власти пытались подавить коренные языки, обычаи и религии.
Католицизм навязывался агрессивно, и многие аймара крестились в новую веру.
Однако аймара нашли способы включить свои традиционные верования в католическую
практику, смешав их в синкретическую веру, которая сохраняется и по сей день.
Сегодня культура
аймара по-прежнему полна жизни, а традиции, уходящие корнями в глубь веков,
по-прежнему соблюдаются в повседневности. Аймара обладают богатой устной
традицией, передавая истории и мудрость из поколения в поколение. Рассказывание
историй – основополагающий аспект их культуры, включающий в себя сказания о
древних героях, божествах и поучения о природе и морали. Музыка и танцы играют
важную роль в праздниках аймара, часто исполняемых во время религиозных и
сельскохозяйственных праздников. «Дьяблада» («Танец дьявола») – известный
народный танец, сочетающий в себе элементы индейской и католической культуры,
символизирующий борьбу добра со злом.
Одежда аймара –
ещё один важный культурный маркер. Среди традиционных нарядов – «польера»
(многослойная юбка) для женщин и «пончо» для мужчин. Эта одежда часто украшена
замысловатыми узорами и цветами, имеющими символическое значение. Аймара также
известны своими изысканными изделиями ручной работы, включая текстиль, керамику
и ювелирные изделия. Эти изделия – не просто предметы, они воплощают космологию
и мировоззрение аймара, а их мотивы символизируют природные элементы, такие как
горы, реки и животные.
Язык остаётся краеугольным камнем идентичности народа аймара. Несмотря на многовековую маргинализацию, язык аймара сохранился и теперь признан официальным языком в Боливии и Перу.
Пищу традиционно готовят в горшках на глиняных печах, которые ставят на плоские камни, чтобы предотвратить возгорание тростника:
Для удобства жителей рядом с основными островами сооружают небольшие «уборные» островки. Корни тростника впитывает отходы.
Значительная часть рациона и медицины уру основана на том же тростнике тотора, который используется для строительства островов. Когда тростник выдергивают, его белую нижнюю часть часто едят, чтобы получить йод , предотвращающий зоб. Эта белая часть тростника называется «чульо» (chullo). Уру используют тростник тотора так же, как жители Анд используют листья коки для облегчения голода и суровости климата. При боли уру могут обмотать тростник вокруг болезненной части тела.
Когда жарко, уру иногда скручивают белую часть тростника в руках, раскрывают её и прикладывают ко лбу. В таком виде тростник очень прохладен на ощупь. Белую часть тростника также используют для облегчения похмелья, вызванного употреблением алкоголя. Тростник тотора является основным продуктом питания:
Уру не отвергают современные технологии: большинство лодок оснащены моторами, почти на всех островах есть общие солнечные панели для работы таких приборов, как телевизоры, а на главном острове находится FM-радиостанция, которая транслирует музыку несколько часов в день. Детские сады и начальное образование находятся на нескольких островах, включая традиционную школу и школу, управляемую христианской церковью. Дети постарше посещают школу на материке, часто в соседнем Пуно.
Исторически большинство островов уру были расположены недалеко от середины озера, примерно в 9 милях от берега; однако в 1986 году, после того как на острова обрушился сильный шторм, многие уру перестроились ближе к берегу.
Сейчас на островах сплошная коммерция, и жизнь на плавучем острове является для уру лишь способом заработка туризмом. Также предлагается огромный выбор разнообразных изделий, изготовленных на островах:
На плавучих островах сегодня живут лишь несколько сотен человек из более чем 3000 уру, а остальные перебрались на сушу. У тех уру, кто проживает на островах, нет никаких налогов на доходы от туризма, a солнечные панели для них бесплатны. После окончания школы только один из десяти уру возвращается на острова, чтобы заняться обслуживанием туристов.
Посетить те места мне было очень интересно. Хотя и лишь для демонстрации туристам, уру сохраняют быт, обычаи и традиции предков. Помощь Туру Хейердалу упоминается с заслуженной гордостью, поскольку Хейердал использовал технологии и помощь местных индейцев в строительстве своих тростниковых лодок.
Из Пуно отправились в Куско, владения инков.
Комментарии
Отправить комментарий